Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
678960, Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, ул.Карла Маркса, д.3/1

Наш адрес

В 2024 году исполняется 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

И вот он – БАМ! За буквой каждой, наполненной свершений жаждой, и боль, и счастье, и беда… Такое, ощутив однажды, не позабудешь никогда! (из стихов Юрия Говердовского)

В 2024 году исполняется 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Вместе с Транссибирской магистралью она является вторым железнодорожным выходом России к Тихому океану и значится, как одна из самых крупнейших в мире, её протяженность составляет 4324 км. Магистраль пролегает среди суровых хребтов Сибири по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края и большая её часть проложена в зоне вечной мерзлоты.

В апреле 1974 года, на заседании XVII съезда комсомола, строительство Байкало-Амурская магистрали объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Именно поэтому БАМ позже получит наименование «Байкало-Амурская магистраль имени Ленинского комсомола» (1985 г.). Посланцы со всех уголков нашей огромной страны откликнулись на призыв партии и отправились строить магистраль века.

8 июля 1974 года за № 561 вышло в свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», согласно которому была поставлена одна из основных задач: «…сдать в постоянную эксплуатацию Байкало - Амурскую железнодорожную магистраль в 1983 году и железнодорожную линию Бам - Тында - Беркакит - в 1979 году…».

Железнодорожную ветку Тында – Беркакит, связавшую Амурскую область и Якутию, называли «Малый БАМ». По решению Правительства ЯАССР и Якутского обкома ВЛКСМ на её строительство в мае 1974 году от республики первым был отправлен отряд «Якутский комсомолец» под руководством командира Анатолия Климова и комиссара Гаврила Адамова.

«Якутский комсомолец» - это особая глава в летописи «Малого БАМа», ведь именно они первыми осваивали небывалую в Якутии профессию – монтеров пути, неоднократно в дальнейшем доказывая свой профессионализм. Под руководством опытных наставников - Владимира Новика и Карима Гараева «Якутский комсомолец» прошел свои первые километры железной дороги.

Стройка продолжалась днем и ночью, жизнь кипела, не останавливаясь ни на минуту. БАМовцы упорно продвигались вперед, оставляя за собой километры прорубленных просек и уложенных железнодорожных путей. Дойдя до поселка Нагорный, «Якутский комсомолец» самостоятельно повел железную дорогу дальше, до Беркакита. Ушедшего командира Анатолия Климова на посту сменил Алексей Иванченко.

29 октября 1977 года отряд «Якутский комсомолец», став победителем социалистического соревнования, уложил последнее «кумачевое звено» железной дороги на станции Беркакит. В этот день поезд достиг своей конечной цели и строительство северной ветки БАМа завершилось.

28 декабря 1979 года железнодорожная линия Тында – Беркакит принята в постоянную эксплуатацию.

Сегодня БАМ зачастую называют магистралью дружбы народов, так как в её строительстве принимали участие люди более 70 национальностей. И «Малый БАМ» не исключение:

- станция Золотинка стала памятником отряду «Белорусский комсомолец им. Николая Кедышко». Это были 128 лучших комсомольцев из Могилева, Витебска и Бреста. Белорусский отряд работал на совесть создавая плацдармы станции в тайге. До сих пор в Нерюнгри помнят бригады Василия Журавского, Валентины Островской, Александра Диденко;

- на станции Беркакит первым десантом высадились посланцы Молдавии во главе с Николаем Кударем, комсомольский отряд «Юность Якутии» во главе с командиром Валерием Фоминым, строители из Кузбасса и Грузии;

- станцию Нагорная построили бойцы «Якутского комсомольца» и ребята из города Орла. в честь которых одна из улиц Нагорного была названа Орловской;

- мосты на малом БАМе возводились под руководством Владимира Родина, прибывшего по комсомольской путевке Тульского Обкома ВЛКСМ, и комсомольского отряда им. 50-летия Молдавской ССР. Владимир Родин стал одним из Почетных пассажиров Первого поезда.

За выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении трассы, обеспечение досрочной укладки главного пути на всем ее протяжении и проявленный трудовой героизм звание Героя Социалистического Труда было присвоено 16 строителям. Среди них: начальник Главбамстроя - заместитель министра транспортного строительства К.В. Мохортов, прославленные бригадиры - А.В. Бондарь, Ю.Ю. Бочаров, И.Н. Варшавский, В.П. Степанищев, тоннельщик В.Р. Толстоухов (ветеран Московского метростроя) и другие строители.

Стоит ли говорить о важности строительства железнодорожной магистрали для Республики и для страны в целом?

Развитие Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса и нашего славного города Нерюнгри напрямую связано со строительством Ямуро-Якутской магистрали – Малого БАМа. Это был колоссальный успех! Успех в стратегическом, экономическом и политическом развитии страны. Железная дорога позволила открыть путь к несметным богатствам целого ряда месторождений полезных ископаемых. И сегодня железная дорога продолжает свой путь на север Республики, оставаясь источником и основой развития самого большого региона Дальнего Востока.

Сотрудники МБУ «Муниципальный архив Нерюнгринского района»

23.05.2024

Дополнительные фотографии:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить